В тестовом задании вы сможете выяснить что именно подразумевают строители гастарбайтеры под конкретным видом работ за определенную цену. Сплошь и рядом ожидания заказчика сильно расходятся с тем, что под словом “качество” подразумевают рабочие. Не ленитесь проговорить, что все работы должны быть выполнены в соответсвии с технологиями, установленными производителями для каждого материала, который вы используете. Уточните, что все обрабатываемые поверхности должны быть горизонтальны и вертикальны с определенным допуском. Запомните, что если вы это подразумеваете, то это вовсе не значит, что гастарбайтеры подразумевают тоже самое. Вы с удивлением можете обнаружить, что штукатурные стены, например, не вертикальны. На ваш вопрос: почему так получилось – вы можете услышать от строителей , что “за эту цену никто по маякам под уровень не штукатурит” и т.п. Поэтому, еще раз повторюсь, проговорите все мелочи связанные с требованиями к работе до ее начала.
В тестовом задании есть и еще один полезный для вас момент. Если качество вас устроит, и бригада строителей продолжит работу, то рано или поздно наступит момент, когда вследствие утомления, привыкания или иных причин качество работ упадет, вы сможете апеллировать к тестовому заданию как к должному уровню качества, который они обязались поддерживать.
Закупка и доставка материала:
Если вы не хотите быть обманутым, нужно самостоятельно заниматься закупкой и доставкой материала. Если нет возможности этого сделать, все равно при разговоре с рабочими/бригадиром следует сказать, что закупать все вы будете сами и посмотреть на реакцию. Некоторые в этом случае откажутся работать. Это означает, что второй раз они собирались заработать на вас, завышая объемы материалов, рисуя липовые чеки и приписывая рейсы за доставку.
Что же мы, заказчики, думаем об идеальной бригаде строителей?
Народная мудрость уже ответила на этот вопрос анекдотом:
Объявление на столбе: “Бригада строителей. Работаем быстро, качественно, недорого. При заказе вы можете выбрать две любых позиции из перечисленных”.
Стадии отношений заказчик-гастарбайтеры.
В отношениях заказчика со строителями гастарбайтерами можно выделить несколько стадий:
1. Знакомство.
На этой стадии обе стороны взаимно настрожены и “прощупывают” друг друга. Именно на этой стадии определяется будете ли вы руководить своими рабочими строителями или они будут диктовать свои условия. Именно на этой стадии, не откладывая на потом, следует обговорить расценки, требования к качеству и все основные условия.
На стадии знакомства заказчик обычно совершает типичные ошибки:
- Не обговаривает стоимость работ идя на поводу у строителей гастарбайтеров, которые могут использовать нехитрый прием манипуляции: “Давайте начнем работать, а там решим”. Заказчик, который “повелся” на эту маленькую хитрость вскоре будет разочарован высокой ценой, которую снизить вряд ли удасться, так как “работа уже выполнена и ее надо оплатить”.
- Не обговаривает свои требования к качеству. Мы рассматривали последствия такого шага выше.
- Выплачивает аванс или дает строителям гастарбайтерам деньги в долг под залог работы, которая будет выполнена. В лучшем случае легкость с которой вы расстаетесь с деньгами, подскажет строителям гастарбайтерам, что с вас можно требовать “побольше”. В худшем случае деньги под разными предлогами будут переноситься на следующие этапы работ (Потому, “что нам же надо на что то еду покупать, детям отправлять” и т.п.), пока вы благополучно не забудете о данных вами деньгах.
- Старается “подружиться” со строителями гастарбайтерами. Заказчик знакомит рабочих с семьей, рассказывает о себе, ведет беседы с рабочими. Данная стратегия поведения не принесет для заказчика никакой выгоды в виде снижения цены за работу или более высокого качества исполняемых работ. Напротив, сокращение личной дистанции может облегчить рабочим строителям любое давление на вас. Дистанцию нужно держать всегда. Не должно быть панибратства, но не должно быть и высокомерия или унижения рабочих строителей. Каждый из них также человек – и требует к себе уважительного отношения. Как говорить с рабочими строителями – “ты” или “вы”? Здесь все зависит от конкретных обстоятельств. И одно и другое обращение может быть неуместным. Возможно, лучше обговорить и этот вопрос при заказе и составлении договоренностей. Не следует принимать участие в решении личных проблем рабочих, в разрешении их внутрибригадных споров. Запомните, что все ваши “добрые” и “бесплатные” дела в отношении строителей гастарбайтеров сделанные в надежде, что такому “хорошему” хозяину они дадут цену ниже – все они будут однозначно и бесповоротно забыты при окончательном расчете.
2. Вторая стадия: Притирка и врабатываемость
На этой стадии строители гастарбайтеры и заказчик стараются приспособится к взаимным требованиям и особенностям. На этой стадии строители гастарбайтеры также могут попытаться “дожать” вас, пытаться заставить заказчика играть по своим правилам. Начинаются мелкие отступления от дисциплины, требований заказчика. Таким образом рабочие строители тестируют заказчика - смортят на его реакцию и решают как далеко они могут зайти. Важно сразу же строго и конструктивно корректировать их поведение. Если ваше противостояние заходит далеко, то рабочими может быть использована следующая манипулятивная техника: постановка заказчика перед выбором без выбора: “Либо мы работаем как мы привыкли, либо мы уходим”. При постановке вопроса в такой плоскости, любые попытки переговоров приведут к проигрышу заказчика. На любую подобную угрозу со стороны гастарбайтеров следует реагировать быстро и однозначно: “Либо мы работаем, как мы договорились, либо вы уходите”. Чаще всего, строители гастарбайтеры не уйдут. Им проще пойти на выполнения требований заказчика, чем искать себе новый заказ. Конечно, мы говорим не о заказе “перетащить кучу песка”. Если рабочие не ушли, и вы победили, - следует закрепить свой успех постановкой нового условия: “Еще одна подобная угроза и наши отношения прекращаются и вы уходите”. Скорее всего, новых попыток переломать заказчика не последует.
Будьте готовы, что некоторые “продвинутые” в борьбе с заказчиками строители гастарбайтеры могут изобразить готовность покинуть вас и пригрозят “разобрать, закопать, отколотить” все обратно “как было”. Смело соглашайтесь: истории не известны случаи, когда бы строители гастарбайтеры выполнили свою угрозу. Им не выгодно работать еще раз, заведомо бесплатно, только чтобы навредить заказчику. Кроме того, в случае выполнения своей угрозы, их репутация сильно пострадает и они сами прекрасно об этом знают. Продолжать или нет работу с такими гастарбайтерами – решать вам. Конфликт можно обратить в свою пользу. В случае, если вы решите продолжать с ним работу, и они остануться – диктовать им условия будет проще. Однако вероятность проявления нового конфликта будет достаточно высока. Возможно, для того чтобы удержать рабочих строителей вам придется вскоре пойти на некоторые уступки со своей стороны. Обычно это уступки по требовательности к качеству выполняемых работ, либо новая договоренность по цене.
Взаимная притирка сторон ведет к постепенной врабатываемости строителей гастарбайтеров в нужный рабочий режим. На этапе притирки очень важно как можно больше присутствовать на объекте, чтобы вовремя перехватить попытки отклоняющегося поведения, отсутплений от требований, и дать понять, что вы будете постоянно контролировать их работу.
Некоторые рабочие строители будут давить на вас пытаясь навязать свой темп работ: быстрее и еще быстрее. Эту практику так же нужне сразу остановить - объяснив, что гонки в работе у вас быть не должно, так как спешка приводит к браку, и больше денег вы им не заплатите, если они закончат работу быстрее, а вот наложить штраф за брак в случае спешки очень даже можете.
3. Третья стадия: Взаимная эйфория.
Самая радужная стадия взаимоотношений со строителями гастарбайтерами. Работа идет, притирка уже позади, самые тяжелые и неприятные этапы работы выполнены, виден результат и скоро заказчик получит то что хотел, а гастарбайтеры – вожделенное денежное вознаграждение.
Опасность этой стадии состоит в том, что заказчик снижает требовательность и меньше следит за качеством и сроками вполнения работ. Как следствие этого, строители гастарбайтеры расслабляются и могут начать гнать брак.
4. Четвертая стадия: Утомление.
Уже осень на носу, а объект все еще не закончен. Эйфория быстро прошла, и заказчик вновь обнаружил недостатки в выполненных работах. Однако, он уже устал и строители гастарбайтеры устали. Шумных и громких конфликтов как на стадии притирки уже нет. Переделывать брак так же не одна из сторон не желает в силу усталости от стройки или ремонта. Обычно конфликты решаются путем взаимного снижения требований – уступок по цене со стороны рабочих и закрытие глаз заказчиком на имеющийся брак.
5. Пятая стадия: Финальный порыв.
Еще немного, и этот заказ будет сдан. Гастарбайтеры строители стараются, работают быстро и качественно. На этом этапе финального подъема можно попытаться подкинуть дополнительные мелкие заказы и получить на них низкую цену от гастарбайтеров. Также можно попытаться получить скидку за объем, имевшие место просрочки, брак, недоделки.
На этой стадии строители гастарбайтеры ожидают расчета и уже думают о получении новых заказов, в том числе и от заказчика, его друзей и соседей. Поэтому, нужно работать как можно лучше, чтобы произвести лучшее впечатление, которое и запомнится.
Хитрости строителей гастарбайтеров и манипулятивные техники, используемые ими.
1. Необговоренные расценки.
А) Погонные метры.
Вы обговорили цены работ за квадратный метр площади. При расчете строители с вас попросят еще доплатить за погонные метры кромок, откосов, резов и т.п. При этом цена за “дополнительную работу” может быть сопостовима с основной. На ваше возмущение, что вы этого не обговаривали, вам ответят, что это подразумевалось и “все так берут”. Посему, при заключении устного или письменного договора со строителями гастарбайтерами оговорите, что цена исполнения работ в расчете на квадратный метр включает в себя все сопутсвующие работы и отделку граней, углов, откосов и прочих линейных(фигурных) объектов. Либо обговорите дополнительную цену за погонные метры.
Б) Поднос, вынос, разгрузка, подъем, спуск, леса, опалубка, уборка…
И еще, на что только хватит фантазии, может быть посчитано отдельно. Посему целесообразно заране обговорить, что все виды сопутствующих работ включаются в цену работы.
В) Как считать?
Расценки за устанавливаемые перегородки из гипрока могут посчитать два раза – площадь одной стороны и площадь другой стороны.
Штукатурку могут посчитать отдельно за каждый слой.
Проконсультируйтесь в строителной фирме – возьмите у них расценки на работу и продемонстрируйте строителям гастарбайтерам.
2. Надо бы добавить, хозяин!
- Ты хозяин качественную работу требуешь, чтобы все по уровню, по отвесу. Я вот там-то работал – просто так клал, в день 10 кубов делал и мне такую же цену платили.
– Это мы низкую цену тебе сказали. Мы вот звонили на родину, это у нас там такую цену берут – а здесь Россия – цены выше должны быть.
В ответ на такого рода заявки следует сослаться на предварительную договоренность, при которой вы обговорили требования к уровню качества в первом случае и к цене во втором. Не мешает намекнуть, что при продолжении такого рода заявок, можно лишиться этой тяжелой работы где требуют качества и отправиться на работу обратно в те чудесные места, которые они так живоописуют.
3. Лесть.
Многие строители гастарбайтеры в совершенстве овладели искусством застилать глаза и уши заказчика лестью. Вам долго и старательно будут рассказывать какой замечательный дом вы строите, какой чудесный у вас сад, умные и уникальные дети – делая все это для того, чтобы вы понизили планку своих требований и пореже проверяли выполненные работы.4. Языковой барьер. Извини, хозяин, мы по-русски плохо понимаем, вот и поняли тебя так как сделали, ты же нам не объяснил, чтобы мы все поняли.
Как торговаться со строителями гастарбайтерами.
Часто, прямое предложение снизить цену не находит отклика в горячих сердцах строителей гастарбайтеров. Они внутренне готовы к тому, что закзачик будет стараться снизить цену и ставят внутренний барьер не допускающий прямые предложения низкой цены.
Что можно сделать?
1. Попробуйте согласиться со строителями гастарбайтерами на предложенную цену, при условии, что за эти же деньги они выполнят еще какой-нибудь вид работ, который вам и так нужно заказывать, но строители гастарбайтеры об этом не знают. Обычно они соглашаются на подобные “довески”, так как настроены на получение определенной суммы, и готовы даже пойти на дополнительные трудозатраты, чтобы ее получить.
2. Попробуйте после расчета стоимости работ в рублях предложить несколько меньшую круглую сумму при пересчете в долларах. Строители гастарбайтеры обычно плохо ориентируются в курсах обмена валют, а доллары пользуются у них спросом, так как во многие республики переводятся только доллары.
3. Попробуйте надавить на то, что дадите им еще дополнительный заказ, если цена за этот будет снижена. Аргументируйте, что у вас отложена определенная сумма, и вы не можете выйти за ее пределы. Объясните им, что они суммарно получат больше, чем если бы выполнили только одну работу.
4. Скажите, что подумает по поводу их предложения по цене и привезите других гастарбайтеров для обсчета вашего заказа, так чтобы “ваши” гастарбайтеры это видели. Обычно подобный прием вызывает у них реакцию типа: “Хозяин, не давай им работу, давай нам – мы дадим цену ниже любой их цены”.
5. Еще возможные вариант – уход от расчета за погонный, квадратный метр к цене “за все” и наоборот. Заранее просчитайте выгодный вам вариант и предложите гастарбайтерам. Не все из них хорошо ориентируются в математике, и могут быть слегка введены в заблуждение “большой” цифрой за все, или наоборот, спущены с небес на землю от гигантской суммы за все к расчету по метрам.
Каких строителей не следует брать на работу?
- Тех, кто вам не нравится.
- Тех, кто обещает выполнить весь спектр работ.
- Тех, кто не умеет пользоваться иструментом.
- Тех, кто никогда не выполнял работу, которую вы хотите им поручить.
- Тех, кто завышает или занижает цену.
- Тех, кто просит деньги вперед.
- Тех, кто уже набракоделил по соседству.
- Тех, кто пытается вас подавить.
- Тех, кто разговаривает чрезмерно вежливо.
- Тех, кто не отвечает на поставленные прямо вопросы.
- Бригады с семьями, проживающими с ними.
- Бригады управляемые “советом трудового коллектива”
- Бригады явно с уголовным прошлым.
Основные иллюзии заказчика в отношении строителей гастарбайтеров:
1. Я буду дружить с рабочими строителями, я буду для них хорошим, - поэтому они будут хорошо работать за низкую цену.
2. Ничего, что они конфликтовали с предыдущим заказчиком-соседом. Он человек нехороший, а я хороший, - у меня они будут работать хорошо.
3. Они - строители профессионалы, они знают как строить, как использовать инструмент, как работать с материалами.
4. Даже если они не знают как делать то-то и то-то – я им расскажу и они научатся.
5. Они будут работать только у меня и не будут халтурить на стороне.
6. Они будут беречь мой инструмент и аккуратно с ним обращаться.
7. Они работают не только ради денег.
Подлянки строителей гастарбайтеров.
1. В стену (гипрочную, в кладку) замуровывается куриное яйцо. Снаружи протыкается иголочкой. Со временем протухает и радует хозяев своим ароматом. Рабочие строители могут сказать, что сдохла крыса в перекрытии или в перегородке и попросить денег за ее поиск.
2. В фундамент под землей при заливке закладываются пустые бутылки горлышком наружу. Если хозяин расплачивается нормально, горлышки заливаются раствором. Если возникают проблемы, строитель оставляет все как есть и на следующий год после морозной зимы злорадствует, как у вас треснул фундамент, распертый замерзшей водой в бутылках.
3. В трубу отопления могут вварить металлический лом.
Флотская поговорка в тему: "Куда матроса не целуй - поцелуешь в ж..пу"
А.Д. 2008
Источник: http://dom.dacha-dom.ru/work.html